Тема оплаты не оговоренных госконтрактом допработ весьма актуальна для строительных и сопутствующих правоотношений по 44-ФЗ. Рассмотрим, в каких случаях возможно взыскать средства за дополнительные работы по 44-ФЗ.
Что говорит закон
Стороны госконтракта не вправе заключить допсоглашение, увеличивающее контрактную стоимость свыше 10 %. Противоречащее этому положение допсоглашения ничтожно, если нет на то отдельных законодательных правил. Вместе с тем, суды удовлетворяют требование об оплате согласованных дополнительных строительных работ по 44 фз, ввиду необходимости учитывать специфику строительных правоотношений, которая позволяет выявлять в ходе основных мероприятий и дополнительные, и потому предопределяет действие здесь вместе с ФЗ-44 положений ст. 743 ГК.
По п. 3 упомянутой статьи исполнитель, выявивший неучтенные в технических документах мероприятия и опосредованную этим нуждаемость в допработах и увеличении сметы, обязан уведомить вторую сторону и обосновать объективные причины незамедлительных действий в ее интересах. Принимая во внимания нормы ст. 8, 24 ФЗ-44, возрастание рабочего объема по госконтракту, в т. ч. с превышением законодательно отведенных 10 %, допустимо, если непринятие мер угрожает качеству (пригодности, целостности) итога всего процесса. По 44-фз к доп работам, оплачиваемым второй стороной, могут относиться те, которые, с учетом имеющихся сведений, во время разработки технических документов и заключения договора объективно не могли быть зафиксированы, но должны производиться, т. к. без них исполнитель не сможет:
- перейти к другим процедурам;
- продолжить инициированные;
- ввести объект в оборот;
- добиться оговоренного итога.
Это значит, что если заказчик согласовывал дополнительные работы по контракту 44 фз, требуемые для завершения процесса, обеспечения пригодности и целостности их итога, то следующий потом отказ оплачивать допработы создает предпосылки извлечь противоправную выгоду, что не соответствует п. 4 ст. 1 ГК.
Позиция высших судебных инстанций
ВС полагает, что выполнение исполнителем в рамках госконтракта дополнительных работ, не оговоренных его содержанием, не согласованных и не имеющих объективную необходимость, не является правовым основанием для взыскания со второй стороны неосновательного обогащения. В ходе исполнения обязательств нередко возникают споры, поскольку заказчики отказываются принимать/оплачивать неучтенные контрактом и проектно-сметными актами работы. Однако подрядчики зачастую считают, что допработы необходимы для выполнения строительных контрактных процессов.
ВС также указывает, что исполнитель по госконтракту не правомочен взыскивать с заказчика стоимость допработ, выполненных без согласия последнего и в нарушение установленной законом/договором процедуры их согласования. Однако если суды устанавливают объективную необходимость проведения допработ, согласования сторонами их проведения при уклонении от них заказчика, то удовлетворяют исковые требования о взыскании долга за выполненные допработы по госконтракту.
Как происходит взыскание по 44-ФЗ
На что следует акцентировать внимание:
- На уровне ВС подтверждено, что заказчики обязаны оплатить неучтенные сметой допработы, если их выполнение направлено на достижение оговоренного контрактного результата и на своевременный ввод объекта в эксплуатацию. Аналогично обстоит дело, когда допработы предусматриваются ТЗ, согласовываются сторонами посредством редактирования сводной ведомости и подписываются заказчиком в актах приемки без замечаний.
- Факт согласия заказчика на выполнение допработ подрядчик может подтвердить любыми письменными документами. Допсоглашение к договору и дополнительная смета не единственные акты, на которые можно ссылаться. Также этот факт может следовать из переписки сторон.
- Даже при наличии документов подрядчикам, чтобы добиться оплаты работ, обычно приходится обращаться в суд и доказывать законность своих требований в нескольких инстанциях.
- Следует подтвердить необходимость незамедлительных действий в интересах заказчика и его заинтересованность в изменении контракта и допработах, потребительскую ценность таких работ, фактическое пользование, а также тот факт, что заморозка сопутствующих процессов может спровоцировать гибель/ повреждение возводимого объекта.
- Не все процедуры могут быть признаны дополнительными по отношению к работам, названным в договоре подряда. Если результат не предусмотренных договором (сметой) работ можно квалифицировать как самостоятельный объект, п. 3, 4 ст. 743 ГК не применяют. Тогда вторая сторона обязана оплатить работы, если она подписала составленный исполнителем акт их приемки.