ФЗ-360 от 02.07.2021 внес изменения в сферу госзакупок. Принят комплекс существенных поправок в ФЗ-44. Поправки начнут действовать поэтапно с 1.01.2022 по 1.07.2023 г. Предусмотрены и переходные положения. Основные новшества должны заработать с начала 2022 г. Они главным образом направлены на совершенствование правил выбора исполнителя, исключение избыточных и устаревших нормативных положений, повышение уровня автоматизации всех тендерных процедур и внедрение электронного документооборота.

Цели нововведений:

  • упростить тендерные процедуры и повысить их продуктивность;
  • осуществлять профилактику сговоров на торгах;
  • развивать добросовестную конкуренцию в области госзаказов.

 

Ключевые нововведения

 

  1. Число конкурентных тендеров сокращено с 11 до 3, а именно — конкурс, аукцион и котировочный запрос. Уменьшено и число процедур.
  2. На всех стадиях торгов введен электронный документооборот (договор и приемочный акт тоже станут иметь электронный формат).
  3. Совместные торги вправе реализовывать полномочные органы групп регионов.
  4. Заказчики получат возможность сократить величину оплаты на объем штрафных санкций, если исполнитель нарушил свои договорные обязанности в процессе их реализации. Соответствующее положение надлежит закрепить в соглашении для реализации такого права.
  5. Корпоративные данные участников тендера (их наименования) будут удалены из открытого доступа в ЕИС. Это необходимо для исключения угроз ввода санкций против участников торгов со стороны зарубежных стран.

С 1.01.2022 г. торги с участием представителей малого бизнеса и социально направленных некоммерческих учреждений должны будут составлять не менее четверти совокупного годового объема тендеров. Напоминаем, что в настоящее время такой показатель равен 15% СГОЗ (ФЗ-277).

Также со следующего года начнут действовать ограничения по периодам оплаты поставленного товара, осуществленной работы, оказанной услуги или отдельных стадий исполнения контракта.

Если тендер стартовал с начала по 31.12.2022 г. срок будет:
— не больше 10 раб. дней — при торгах с СМП и СОНКО;
— не больше 15 раб. дней — при остальных тендерах.

С 1.01.2023 г. лимитированные периоды следующие:

  • не дольше 7 раб. дней — при торгах с СМП и СОНКО;
  • не дольше 10 раб. дней — при других тендерах.

Срок, как и раньше, отсчитывают с момента подписания заказчиком акта о приемке.

Сокращена срочность исполнения обязанностей по оплате в рамках договоров для заказчиков, получающих бюджетные деньги. Зафиксирована обязанность получателей бюджетных денег в обобщенных ситуациях включать в заключаемых ими гос. контрактах, обязанность по оплате (в том числе отдельной стадии исполнения договора), в срок:

  • не больше 7 раб. дней – при торгах с СМП или СОНКО;
  • не дольше 10 раб. дней – при иных тендерах.

Нормативы измененных сроков касаются отношений, возникших с даты реализации  федерального бюджета на 2022 г. и на прогнозируемый срок 2023-2024 гг. и не применимы к тендерам товаров, работ, услуг для реализации государственных/ муниципальных нужд, извещения о реализации которых размещены в ЕИС либо приглашения на участие в выборе исполнителя которых отправлены до 31.12.2021 г., а также в отношении договоров, заключаемых с единственным исполнителем до 31.12.2021 г.

Сроки отсчитывают, как и прежде с момента подписания заказчиком приемочного акта.

Дополнительно утверждены также обновленные правила ведения РНП в гос. закупках, обновлен порядок регистрации в ЕИС. Поправки существенно повышают роль ЕИС в тендерной среде. С начала 2022 г. все жалобы по электронным закупочным процедурам будут направлять исключительно через ЕИС. Это преследует обеспечение прозрачности взаимодействия между заказчиком и исполнителем, защиту интересов бизнеса, а также увеличение возможностей для гос.контроля.
В торгах на заключение контрактов жизненного цикла (КЖЦ) появится дифференцированное предоставление обеспечения. При заключении соглашения исполнители станут предоставлять обеспечение на товарную поставку, а после того как она осуществлена – обеспечат дальнейшее обслуживание. В соглашении станет прописываться стоимостный показатель каждой из стадий в отдельности. Минфин пояснил, что новшество направлено на сокращение обеспечительных расходов участников исполнения КЖЦ.

Изменения коснулись также тендеров в культурной и социальной областях. Например, в отдельных ситуациях лекарственные препараты можно будет оперативно закупать, посредством запроса котировок без ограничений НМЦД и годового объема тендеров. Это допустимо в следующих ситуациях:

  • лекарства выписаны человеку по медицинским критериям по заключению врачебной комиссии,
  • торги осуществляются для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан,
  • тендер необходим на подготовительном этапе спортивных состязаний.

А торги, осуществляемые для сохранения объектов культурного наследия, станут  проводить комплексно: предметом одного контракта смогут выступать консервационные, ремонтные, реставрационные, модернизационные, изыскательские, научно-исследовательские,  проектные и производственные мероприятия, научное руководство, авторский и технический контроль осуществления всех перечисленных работ.

Что еще изменилось

Введена специальная дифференциация по конкурентным процессам торгов. Участвующим субъектам надо будет подтвердить наличие соответствующей положительной практики, то есть фактическое исполнение хотя бы одного контракта (ФЗ-44) или договора (ФЗ-227) за последние три года, если изначальный предельный ценовой показатель составит 20 млн. р. и более. Ценовой параметр исполненной сделки должен при этом составлять не меньше 1/5 такой цены, можно представлять соглашения, учитывая правопреемство. Министерство финансов согласилось с представителями предпринимательства и разрешило применять в подтверждение практики соглашение, в которых присутствовали погашенные поставщиками неустойки. Положение не распространимо на тендеры, где уже применяется ПП РФ № 99.

Сокращено число открытых конкурентных торгов. Заказчики будут задействовать исключительно открытый электронный конкурс, аукцион и котировки. Отменен документооборот по аукционам и конкурсам. Он заменен извещением.

Сокращены сроки размещения извещения. Объявить об инициации электронных торгов надлежит не менее чем за 15 дней до финиша подачи заявок (раньше период был указан в рабочих днях), запрос котировок — минимум за 4 рабочих дня до окончания времени подачи заявок (ранее — 5 рабочих дней). Изменить извещение о тендере можно будет за 1 рабочий день до завершения времени подачи заявок.

Электронный документооборот:

  • акты о редактировании договоров будут теперь оформляться в ЕИС с 01.07.2023;
  • претензионные мероприятия в ЕИС по неустойкам – с 01.07.2022;
  • акты о приемке по закрытым торгам не публикуют в ЕИС – с 01.04.2022;
  • допустимо заключение и исполнение договоров с одним поставщиком в электронном виде в ЕИС с 01.04.2023;
  • приемка в электронном формате может проводиться заказчиками по обновленным нормативам с применением ЕИС по закупкам, извещения по которым размещены до 01.01.2022;
  • решения об отказе от соглашения, его отмене не принимаются с применением ЕИС до 01.07.2022.

Введено положение, что оплата заказчиком производится непосредственно поставщику. Так Министерство финансов станет профилактировать факторинг.

Отменены типовые контракты. Шаблонные соглашения и положения, введенные до 01.01.2022,  применимы только там, где не противоречат последней версии ФЗ-44. После введения обновленных условий использование типовых контрактов недопустимо.

Значительная часть изменений посвящена борьбе с так называемыми «профессиональными жалобщиками». Для участников торгов с НМЦК свыше 20 млн р. станут предъявлять требования по наличию опыта исполненного контракта на сумму не менее 1/5 от заявленной НМЦК. Предприятия, не прошедшие ее, не смогут подавать жалобы и тем самым умышленно мешать проведению торгов.