Некоторые заказчики дробят 1 закупочную процедуру на несколько более мелких, чтобы провести закупку без аукциона. На это может быть несколько причин: необходимо освоить бюджетные деньги до конца года, желание заключить госконтракт с конкретным надежным поставщиком, указание вышестоящего гос. органа и т.д. Это является прямым нарушением 44-ФЗ.

Данные действия являются незаконными и признаются антимонопольной службой соглашением, ограничивающим конкуренцию (ст. 16 Закона о защите конкуренции).

При этом страдают не только чиновники, проводившие эту закупку (их привлекают к административной ответственности). В первую очередь рискует исполнитель государственного контракта, так как ему в обязательном порядке выдается предписание вернуть в казну все денежные средства, полученные им за исполнение гос. закупки, заключенном в нарушение антимонопольного законодательства.

Дело в том, что такая закупка, является недействительной в силу прямого указания закона как нарушающая публичный правовой порядок: нормы закона о защите конкуренции.

При этом все государственные конракты признаются недействительными в силу закона. А это значит, что все полученное по ним государственный  заказчик не обязан оплачивать, т.к. недействителен основной договора. Следовательно, не подлежат оплате выполненные работы или поставленная продукция, даже если подписаны акты выполненных работ или товарные накладные.

Судебная практика не признает такие акты и накладные в качестве доказательств выполненных работ или поставки товара, т.к. 44-ФЗ не позволяет оплачивать такие закупки в отсутствие государственного контракта.

Согласно статье 51 Закона о защите конкуренции при установлении антиконкурентного сговора между заказчиком и исполнителем государственного контракта (неважно письменного или устного), ФАС РФ обязано выдать поставщику обязательное предписание о возврате всех денег, полученных по государственному контракту, в федеральный бюджет. (см. дело №А34-4692/2017)

Если исполнитель недействительных гос.контрактов не возвращает в установленный срок денег в бюджет, ФАС РФ вправе взыскать их в судебном порядке и привлечь поставщика и его должностных лиц к административной ответственности.

 

Учитывая сказанное, советуем с особым вниманием относиться к предложениям гос. заказчиков раздробить закупку на несколько частей, т.к. исполнив эти договоры и получив деньги при подписанных первичных документах о приемке, ФАС РФ может принудить Вернуть все полученные деньги. Вам не удастся взыскать их обратно в судебном порядке как неосновательное обогащение

При сомнении в какой-либо гос. закупке советуем обращаться за помощью в квалифицированную юридическую компанию.