При рассмотрении споров связанных с информационными технологиями, и в частности, с правоотношениями, складывающимися в рамках интернет-пространства, суды принимают во внимание факт наличия пользовательских соглашений (далее — ПС), а также их содержание. Перечислим базовые правила составления такого документа.
- 1.Оформление правоотношений с посетителями вашего интернет-ресурса
Чтобы можно было доказать, что второй стороной приняты условия действующего ПС, требуется:
- — идентификация посетителей путем регистрации с указанием E-mail либо номера телефона. Лучше сделать подтвержденную учетную запись. В этих целях для проверки правильности внесенных сведений на указанный номер телефона/ E-mail отправляется ссылка, при прохождении по которой пользователь ее активирует и тем самым подтверждает свою регистрацию;
- — ознакомление с текстом ПС;
- — размещение графы добровольного изъявления желания заключить такое ПС после основного текста;
- — предусмотренный переход пользователя на страницу веб-ресурса только в случае принятия условий ПС. Встроенные отметки о согласии в данном случае не подходят;
- — предоставление возможности копирования (распечатки) и сохранения текстового содержимого ПС в наиболее распространенных форматах (в том числе с учетом мобильных версий приложений).
При соблюдении выше обозначенных требований ПС расценивается как заключенное в простой письменной форме.
- 2. Получение согласия на обработку личных данных
Для совершения операций с личными данными посетителей сайта необходимо согласие. В связи с чем, в описанный в п. 1 текст ПС надо в обязательном порядке добавить сведения об обработке персональных данных.
Законодательство РФ требует, помимо всего прочего, размещение отдельного акта о политике конфиденциальности на странице интернет-ресурса.
- 3. Рассылка рекламных сообщений
Чтобы правомерно осуществлять рекламную рассылку, вам также потребуется одобрение посетителей вашего сайта. Соответствующее положение допустимо внести в ПС, но лучше разместить его отдельно под ним, поскольку у посетителя должна быть реальная возможность отказаться от рекламы, не отказываясь полностью от заключения ПС. В этих целях надо добавить соответствующую опцию в рекламные оповещения либо указать на сайте информацию, каким образом посетитель может отписаться от рекламных сообщений.
В случае когда интернет-ресурс предусматривает пользовательскую активность (форумы, комментарии, чаты, обратная связь и т. п.), то в ПС не помешает закрепить ограничения — к примеру, запрещающие спамить.
- 4. Регламентирование условий использования контента
Если страницы интернет-ресурса содержат объекты интеллектуальной собственности, то в ПС уведомите о защите авторских и исключительных прав, возможностях, правилах их использования и ответственности за их несоблюдение.
Если посетители сайта загружают или самостоятельно производят контент, представляющий определенную ценность для владельца ресурса, то в ПС следует включить условия лицензионного договора, регламентирующие порядок и пределы использования такого контента владельцем ресурса.
- 5. Предупреждение об ответственности за публикуемый контент
В ПС стоит включить также условия о порядке размещения данных на сайте, полной ответственности пользователя за опубликованный им контент и обязанности соблюдать действующее законодательство (к примеру, в области авторских и исключительных прав; в плане существующих запретов и ограничений на распространение той или иной информации).
Если опубликованный посетителем сайта контент противоречит действующим требованиям, владелец ресурса имеет полное право его удалить.
- 6. Положение об ознакомительном характере сведений
Если вы размещаете на сайте наименование и стоимость продаваемой продукции, то это считается публичной офертой, обязующей вас заключить договор с любым, кто желает приобрести товар.
Для беспрепятственной корректировки условий продажи (к примеру, при динамичных ценах и временном отсутствии товара в наличии) в ПС и/или отдельно на страницах с товаром указывается, что опубликованные сведения «не являются публичной офертой и носят ознакомительный характер». Фактическую юридическую силу данная оговорка имеет при заключении договоров с юрлицами и ИП. В случае взаимодействия с физлицами она призвана сократить число возможных споров.
Продавец также вправе ограничить срок, в пределах которого размещенные сведения о реализуемой продукции считаются актуальными.
- 7. Фиксация статуса посредника между сторонами договора
Владельцам агрегаторов данных о товарах и услугах надлежит включать в ПС оговорку об их посредничестве. Им нужно подробно описать свой статус и функцию в правоотношениях между посетителем сайта и продавцом (лицом, выполняющим какую-либо работу, оказывающим услугу), размещающим предложения на сайте-агрегаторе.
Если посетитель заключает договор не с посредником, а с продавцом, опубликовавшим рекламу — соответствующие права и обязанности возникают у ритейлера. Если покупателя не устраивает качество, объем, сроки исполнения договорных обязательств и он предъявляет по этому поводу претензии посреднику, последний может сослаться на ПС, из положений которого ясно, что обязанностей по урегулированию конфликтов у него нет.
Если же посредник берет на себя какую-то часть ответственности в договорах купли-продажи, детализированные сведения об этом включаются в ПС.
- 8. Зарубежная пользовательская аудитория
Гипотетически компании, размещающей информацию в мировом интернет-пространстве, необходимо учитывать законодательство всех государств, где возможен доступ к ее сайту. Такую задачу помогут осилить зарубежные специалисты, к консультационным услугам которых можно прибегнуть.
Если же соблюсти законодательные требования всех потенциально охватываемых стран проблематично, а санкции за их нарушение существенные, то лучше заранее ограничить доступ к сайту для некоторых или всех стран, кроме тех, в которых вы непосредственно осуществляете свою предпринимательскую деятельность.
- 9. Правовые нюансы использования интернет-ресурса
Не охваченные действующими законодательными актами отношения надо детализировано регламентировать в ПС для уменьшения своей зоны ответственности и исключения предоставления каких-либо гарантий (гарантированных призов, вознаграждений, скидок и пр.). К примеру, надо подробно расписывать правила участия в маркетинговых мероприятиях: акциях, программах лояльности, публикациях положительных отзывов.
Также читайте:
IT-юристы: юридические услуги для IT-компаний и интернет проектов
Составление договоров в сфере IT
Юридическое сопровождение бизнеса
Юридическая помощь по 44-ФЗ и 223-ФЗ