При рассмотрении споров связанных с информационными технологиями, и в частности, с правоотношениями, складывающимися в рамках интернет-пространства, суды принимают во внимание факт наличия пользовательских соглашений (далее — ПС), а также их содержание. Перечислим базовые правила составления такого документа.

 

  1. 1.Оформление правоотношений с посетителями вашего интернет-ресурса

Чтобы можно было доказать, что второй стороной приняты условия действующего ПС, требуется:

  • идентификация посетителей путем регистрации с указанием E-mail либо номера телефона. Лучше сделать подтвержденную учетную запись. В этих целях для проверки правильности внесенных сведений на указанный номер телефона/ E-mail отправляется ссылка, при прохождении по которой пользователь ее активирует и тем самым подтверждает свою регистрацию;
  • ознакомление с текстом ПС;
  • размещение графы добровольного изъявления желания заключить такое ПС после основного текста;
  • предусмотренный переход пользователя на страницу веб-ресурса только в случае принятия условий ПС. Встроенные отметки о согласии в данном случае не подходят;
  • предоставление возможности копирования (распечатки) и сохранения текстового содержимого ПС в наиболее распространенных форматах (в том числе с учетом мобильных версий приложений).

При соблюдении выше обозначенных требований ПС расценивается как заключенное в простой письменной форме.

 

  1. 2. Получение согласия на обработку личных данных

Для совершения операций с личными данными посетителей сайта необходимо согласие. В связи с чем, в описанный в п. 1 текст ПС надо в обязательном порядке добавить сведения об обработке персональных данных.
Законодательство РФ требует, помимо всего прочего, размещение отдельного акта о политике конфиденциальности на странице интернет-ресурса.

 

  1. 3. Рассылка рекламных сообщений

Чтобы правомерно осуществлять рекламную рассылку, вам также потребуется одобрение посетителей вашего сайта. Соответствующее положение допустимо внести в ПС, но лучше разместить его отдельно под ним, поскольку у посетителя должна быть реальная возможность отказаться от рекламы, не отказываясь полностью от заключения ПС. В этих целях надо добавить соответствующую опцию в рекламные оповещения либо указать на сайте информацию, каким образом посетитель может отписаться от рекламных сообщений.
В случае когда интернет-ресурс предусматривает пользовательскую активность (форумы, комментарии, чаты, обратная связь и т. п.), то в ПС не помешает закрепить ограничения — к примеру, запрещающие спамить.

 

  1. 4. Регламентирование условий использования контента

Если страницы интернет-ресурса содержат объекты интеллектуальной собственности, то в ПС уведомите о защите авторских и исключительных прав, возможностях, правилах их использования и ответственности за их несоблюдение.

Если посетители сайта загружают или самостоятельно производят контент, представляющий определенную ценность для владельца ресурса, то в ПС следует включить условия лицензионного договора, регламентирующие порядок и пределы использования такого контента владельцем ресурса.

 

  1. 5. Предупреждение об ответственности за публикуемый контент

В ПС стоит включить также условия о порядке размещения данных на сайте, полной ответственности пользователя за опубликованный им контент и обязанности соблюдать действующее законодательство (к примеру, в области авторских и исключительных прав; в плане существующих запретов и ограничений на распространение той или иной информации).

Если опубликованный посетителем сайта контент противоречит действующим требованиям, владелец ресурса имеет полное право его удалить.

 

  1. 6. Положение об ознакомительном характере сведений

Если вы размещаете на сайте наименование и стоимость продаваемой продукции, то это считается публичной офертой, обязующей вас заключить договор с любым, кто желает приобрести товар.

Для беспрепятственной корректировки условий продажи (к примеру, при динамичных ценах и временном отсутствии товара в наличии) в ПС и/или отдельно на страницах с товаром указывается, что опубликованные сведения «не являются публичной офертой и носят ознакомительный характер». Фактическую юридическую силу данная оговорка имеет при заключении договоров с юрлицами и ИП. В случае взаимодействия с физлицами она призвана сократить число возможных споров.
Продавец также вправе ограничить срок, в пределах которого размещенные сведения о реализуемой продукции считаются актуальными.

 

  1. 7. Фиксация статуса посредника между сторонами договора

Владельцам агрегаторов данных о товарах и услугах надлежит включать в ПС оговорку об их посредничестве. Им нужно подробно описать свой статус и функцию в правоотношениях между посетителем сайта и продавцом (лицом, выполняющим какую-либо работу, оказывающим услугу), размещающим предложения на сайте-агрегаторе.

Если посетитель заключает договор не с посредником, а с продавцом, опубликовавшим рекламу — соответствующие права и обязанности возникают у ритейлера. Если покупателя не устраивает качество, объем, сроки исполнения договорных обязательств и он предъявляет по этому поводу претензии посреднику, последний может сослаться на ПС, из положений которого ясно, что обязанностей по урегулированию конфликтов у него нет.
Если же посредник берет на себя какую-то часть ответственности в договорах купли-продажи, детализированные сведения об этом включаются в ПС.

 

  1. 8. Зарубежная пользовательская аудитория

Гипотетически компании, размещающей информацию в мировом интернет-пространстве, необходимо учитывать законодательство всех государств, где возможен доступ к ее сайту. Такую задачу помогут осилить зарубежные специалисты, к консультационным услугам которых можно прибегнуть.

Если же соблюсти законодательные требования всех потенциально охватываемых стран проблематично, а санкции за их нарушение существенные, то лучше заранее ограничить доступ к сайту для некоторых или всех стран, кроме тех, в которых вы непосредственно осуществляете свою предпринимательскую деятельность.

 

  1. 9. Правовые нюансы использования интернет-ресурса

Не охваченные действующими законодательными актами отношения надо детализировано регламентировать в ПС для уменьшения своей зоны ответственности и исключения предоставления каких-либо гарантий (гарантированных призов, вознаграждений, скидок и пр.). К примеру, надо подробно расписывать правила участия в маркетинговых мероприятиях: акциях, программах лояльности, публикациях положительных отзывов.