По умолчанию заказчик, подписавший без возражений акт о приемке работ или услуг относительно качества и количества работ или принявший работу без проверки, не может предъявлять претензии о недостатках.

Однако в рамках исполнения государственных контрактов существует иной подход: контрольно-ревизионное управление заказчика может проверить результат исполнения договора, составить акт ревизии и потребовать от заказчика устранить выявленные недостатки или возвратить в бюджет сумму необоснованно использованных бюджетных ассигнований.

В этом случае суд при рассмотрении дела обязан учитывать акт ревизии КРУ, обязан дать ему оценку и не может сослаться только лишь на то, что акты подписаны без возражений и заказчик не вправе требовать устранения явных недостатков, которые он мог обнаружить при приемке работ.

И даже срок исковой давности исчисляется не с момента подписания актов (УПД, накладных), а с момента выявления недостатков ревизионной комиссией, как было в деле А40-214187/2022.

Спор возник относительно объемов оказанных услуг по обеспечению очками виртуальной реальности участников московской олимпиады школьников. КРУ выявило, что участники обеспечивались очками в течение только одного дня, хотя акты о приемке оказанных услуг указывают на 10 дней. В итоге выявлен перерасход бюджетных средств на 1 125 000 рублей.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, сославшись на то, что объем и итоговая стоимость изложены в отчетах, представленных поставщиком по госконтракту при подписании акта сдачи-приемки оказанных услуг, что не позволяет квалифицировать выявленные недостатки как скрытые.

Плюс истек 3-х летний срок исковой давности с момента подписания актов.

Кассация вернула дело на новое рассмотрение указав, что суды должны были дать самостоятельную оценку акту ревизионной проверки, в том числе с возможностью назначения по делу экспертизы, т.к. финансовый и бюджетный контроль направлены на экономию бюджетных средств и направлены на охрану общегосударственных интересов.

При этом АС Московского округа указал, что срок исковой давности исчисляется с момента обнаружения недостатков ревизионной комиссией

Указанный подход нашел свое отражение в других похожих делах, в которых КРУ выявило нецелевое расходование бюджетных средств. Одни из подобных требований удовлетворялись судом, в других было отказано, но во всех случаях суда пришлось рассматривать акты ревизии и давать оценку каждому изложенному в них факту с опорой на материалы дела и без учета подписанных актов о приемке работ.

 

Оставьте заявку на нашем сайте, если у Вас возникла проблема с заказчиком по государственному контракту, мы поможем.