ВС выяснил правомерность заключения ФАС, содержащегося в разъяснительном письме 2018 г. и не нашел правового обоснования признать его противоправным.

Какова позиция ВС РФ

ВС в декабрьском решении 2024 г. указал, что упомянутый акт предназначен в первую очередь территориальным подразделениям ФАС  для применения в работе в качестве инструкции отнесения хозсубъектов (ООО и АНО) к субъектам права ФЗ-44 и ФЗ-223.

В данном письме поясняется: если АНО и ООО закупают продукцию по правилам, регламентированным ст. 15 ФЗ-44, они не привлекаются к административной ответственности по соответствующим статьям КоАП, поскольку их нет в 44-ФЗ.

ВС пояснил, что нормы ФЗ 44 применяются к закупочным процедурам из ст. 3 и 15 ФЗ-44 для публичных, в том числе госнужд. Но АНО, ООО не относятся к приобретателям продукции в контексте ФЗ № 44, кроме ситуаций из ст. 15.

Судебной инстанцией подчеркнуто, что оспариваемый документ не изменяет юридической регламентации привлечения конкретно взятых субъектов к административной ответственности, поскольку не носит нормативный характер и имеет вероятностные признаки. Поэтому, по версии ВС, нет оснований признавать Письмо неправомерным и недействительным.

Содержание Письма ФАС

По нормам ФЗ-7 о НКО автономной НКО считается такая, где нет членства, если она создана для оказания услуг в области образования, культуры, права, здравоохранения, науки, физкультуры и спорта и др.

ГК и ФЗ о НКО закрепляют, что у автономных НКО нет уставного капитала, а значит, они не могут отвечать критериям п. 2, 3 ч. 2 ст. 1 44-ФЗ.

По ст. 3 этого же ФЗ заказчиками считают муниципального или госзаказчика, а по ст. 15 бюджетную организацию, закупающую продукцию.

А по п. 5 ст. 3 упомянутого ФЗ под госзаказчиками понимаются:

  • госорган (включая госвласть),
  • Госкорпорация «Росатом»,
  • управленческий орган внебюджетного госфонда либо казенное госучреждение, полномочное действовать в таких правоотношениях от имени России или региона,

правомочные брать на себя бюджетные обязательства федерального или регионального уровней по БК РФ и фактически проводящие закупки.

АНО, ООО, по мнению ФАС, не перечисляются в 44-ФЗ. Если же перечисленные организации закупают продукцию по ст. 15, на закупочную деятельность указанных хозсубъектов распространяются нормы 44-ФЗ по ситуациям, определяемым нормами БК РФ, в ходе соглашений об участии РФ, региона или муниципального образования в такой экономической деятельности.

За нарушение требований ФЗ-44 заказчиком, выступающим субъектом права ФЗ-223, но ведущим закупочную деятельность по 44-му, административная ответственность не наступает, поскольку в конкретно взятой ситуации приобретатель продукции не имеет статус муниципального или государственного, то есть не является субъектом административных правоотношений, наказание за нарушение правил которых установлено соответствующими разделами КоАП.

Мнение Минюста и действующее законодательство

Минюст России в отзыве по делу № АКПИ-24 854 указало, что ФАС России уполномочена разъяснять вопросы применения антимонопольного законодательства. А из действующих норм права РФ прямо не следует вывод, сделанный в разъяснениях ФАС, об исключении конкретно взятых субъектов из субъектного состава административных деликтов, ответственность за допущение которых установлена перечисленными выше положениями КоАП.

С января 2025 г. ст. 3 44 ФЗ имеет обновленную версию. Теперь заказчиками в обозначенных правоотношениях выступают:

  • муниципальный или госзаказчик;
  • закупающее продукцию по ст. 15 бюджетное, автономное учреждение, унитарное муниципальное либо госпредприятие или другое юрлицо.

В связи с этим не совсем понятно, учитывались ли ВС последние изменения действующего законодательства при вынесении решения или нет. В любом случае рассматриваемое Письмо ФАС неактуально в части, не учитывающей последние изменения, и это надо принимать во внимание, руководствуясь им.

Стоит также отметить, что в РФ действуют актуальные НПА, регулирующие соответствующие правоотношения, на что, собственно, и сослался ВС в своем решении, обосновывая отказ удовлетворить заявленные требования.