Начиная с 1.01.2025 г. существенно меняются закупочные правила с участием единственного поставщика. С этого периода поэтапно начинают действовать изменения, касающиеся порядка заключения контрактов при таких обстоятельствах в рамках ФЗ-44. Рассмотрим более подробно, какие законодательные изменения уже внесены.

Изменения с 1.01.2025 г.

Что изменится:

  1. Теперь заинтересованные в заказе продукции лица вправе оформлять цифровые соглашения через ЕИС касательно любых разновидностей неконкурентных закупок. Но до середины следующего года эта возможность ограничена для отдельных типов закупочных процедур, включая мелкие.
  2. Перечень ситуаций, начиная с апреля этого года, когда инициирующие заказ лица обязуются заключать соглашение с единственным поставщиком через ЕИС, остался прежним.
  3. Контрактный формат. Подчеркнуто, что соглашение должно заключаться исключительно письменно.
  4. Заключение соглашения с единственным поставщиком без соблюдения ключевых параметров ФЗ-44. Добавлены новые правовые обоснования заключения соглашения с единственным поставщиком, при которых возможно отступление от базовых положений закона. В частности, это относится к нижеследующим закупочным процедурам:
  • экстренным;
  • по приобретению управленческих услуг для МКД;
  • по покупке предоставляемых физлицами образовательных услуг.

Это предполагает:

  • обязательное применение ЕИС — соглашение с единственным поставщиком отныне формируют и подписывают в электронной вариации через функционал ЕИС;
  • прозрачность и эффективность — цифровизация процесса позволяет повысить прозрачность закупок и сократить сроки заключения соглашений;
  • исключение дублирования — всю процедуру, от оформления соглашения до его исполнения, станут фиксировать в ЕИС, что выступает превенцией дублирования сведений и улучшает качество контроля за целевым расходованием денег.

Динамика процедуры с 1.01.2026 г.

Изменения:

  1. Разделение закупочных процедур. Участникам разрешат проводить несколько мелких закупок аналогичной или тождественной продукции у одного поставщика, включая электронные формы сделок. Ключевой критерий — соблюдение годового объема и условий контрактного ценообразования. На данный момент подобные действия могут повлечь штрафные санкции за закупочное разделение.
  2. Общие требования к участвующим. Участвующим в процессе лица больше не нужно прикладывать документацию, подтверждающую соответствие общим критериям, если эти сведения находятся в открытых госреестрах. Вместо этого заявление должно включать декларацию с указанием отсылки на веб-ресурсы, содержащие подтверждающую документацию. Подобная практика ныне существует в рамках ФЗ-223.
  3. Уведомление о закупке с неустановленным объемом. Для процедуры с неустановленным объемом больше не придется фиксировать стоимость и срочность выполнения отдельных стадий в уведомлении. Эти условия станут фиксировать заказчики в заявлениях согласно контрактным правилам. Это нововведение облегчит процесс закупочной подготовки, где исполнение соглашения происходит по запросам заказчика, когда невозможно заблаговременно определить количество заявлений и объемы продукции во всех случаях.
  4. Демпинговое обеспечение. Контрагенты, предлагающие заниженные расценки (демпинг), освобождаются от предоставления обеспечения: 10 % от контрактной стоимости, если такое условие отсутствует в уведомлении. Ранее оставалась неясность относительно правоприменения антидемпинговых мер в аналогичных ситуациях.

С 1.07.2026 г.

Что меняется:

  • Согласно общим положениям ФЗ-44, данные обо всех соглашениях будут передаваться в реестр. Исключением станут сделки, содержащие гостайну, заключенные по итогам неэлектронных мелких закупочных процессов у единственного поставщика.
  • На сегодняшний день в реестр не вносятся сведения  о сделках, заключенных после определенных неконкурентных процедур, таких как мелкие закупки (за исключением электронных).
  • Кабмин получит полномочия устанавливать нюансы публикации информации и документации в реестре (включая официальный веб-ресурс ЕИС) для конкретных контрактов.