Начиная с 1.01.2025 г. существенно меняются закупочные правила с участием единственного поставщика. С этого периода поэтапно начинают действовать изменения, касающиеся порядка заключения контрактов при таких обстоятельствах в рамках ФЗ-44. Рассмотрим более подробно, какие законодательные изменения уже внесены.
Изменения с 1.01.2025 г.
Что изменится:
- Теперь заинтересованные в заказе продукции лица вправе оформлять цифровые соглашения через ЕИС касательно любых разновидностей неконкурентных закупок. Но до середины следующего года эта возможность ограничена для отдельных типов закупочных процедур, включая мелкие.
- Перечень ситуаций, начиная с апреля этого года, когда инициирующие заказ лица обязуются заключать соглашение с единственным поставщиком через ЕИС, остался прежним.
- Контрактный формат. Подчеркнуто, что соглашение должно заключаться исключительно письменно.
- Заключение соглашения с единственным поставщиком без соблюдения ключевых параметров ФЗ-44. Добавлены новые правовые обоснования заключения соглашения с единственным поставщиком, при которых возможно отступление от базовых положений закона. В частности, это относится к нижеследующим закупочным процедурам:
- экстренным;
- по приобретению управленческих услуг для МКД;
- по покупке предоставляемых физлицами образовательных услуг.
Это предполагает:
- обязательное применение ЕИС — соглашение с единственным поставщиком отныне формируют и подписывают в электронной вариации через функционал ЕИС;
- прозрачность и эффективность — цифровизация процесса позволяет повысить прозрачность закупок и сократить сроки заключения соглашений;
- исключение дублирования — всю процедуру, от оформления соглашения до его исполнения, станут фиксировать в ЕИС, что выступает превенцией дублирования сведений и улучшает качество контроля за целевым расходованием денег.
Динамика процедуры с 1.01.2026 г.
Изменения:
- Разделение закупочных процедур. Участникам разрешат проводить несколько мелких закупок аналогичной или тождественной продукции у одного поставщика, включая электронные формы сделок. Ключевой критерий — соблюдение годового объема и условий контрактного ценообразования. На данный момент подобные действия могут повлечь штрафные санкции за закупочное разделение.
- Общие требования к участвующим. Участвующим в процессе лица больше не нужно прикладывать документацию, подтверждающую соответствие общим критериям, если эти сведения находятся в открытых госреестрах. Вместо этого заявление должно включать декларацию с указанием отсылки на веб-ресурсы, содержащие подтверждающую документацию. Подобная практика ныне существует в рамках ФЗ-223.
- Уведомление о закупке с неустановленным объемом. Для процедуры с неустановленным объемом больше не придется фиксировать стоимость и срочность выполнения отдельных стадий в уведомлении. Эти условия станут фиксировать заказчики в заявлениях согласно контрактным правилам. Это нововведение облегчит процесс закупочной подготовки, где исполнение соглашения происходит по запросам заказчика, когда невозможно заблаговременно определить количество заявлений и объемы продукции во всех случаях.
- Демпинговое обеспечение. Контрагенты, предлагающие заниженные расценки (демпинг), освобождаются от предоставления обеспечения: 10 % от контрактной стоимости, если такое условие отсутствует в уведомлении. Ранее оставалась неясность относительно правоприменения антидемпинговых мер в аналогичных ситуациях.
С 1.07.2026 г.
Что меняется:
- Согласно общим положениям ФЗ-44, данные обо всех соглашениях будут передаваться в реестр. Исключением станут сделки, содержащие гостайну, заключенные по итогам неэлектронных мелких закупочных процессов у единственного поставщика.
- На сегодняшний день в реестр не вносятся сведения о сделках, заключенных после определенных неконкурентных процедур, таких как мелкие закупки (за исключением электронных).
- Кабмин получит полномочия устанавливать нюансы публикации информации и документации в реестре (включая официальный веб-ресурс ЕИС) для конкретных контрактов.