Иногда гос. заказчики пытаются искусственно ограничить число потенциальных участников закупки, делая ее очень крупной и трудноисполнимой. Иногда объединяются фактически разные предметы закупки, не связанные функционально или технологически друг с другом (это прямо запрещено п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ и влечет отмену закупки).

Такое укрупнение позволяет принять участие только крупным игрокам, т.к.:

1. Необходимо внести большой обеспечительный платеж или предоставить дорогую банковскую гарантию.

2. Трудовые и финансовые ресурсы не позволяют выполнить работы в указанный в договоре срок, что влечет начисление пеней или отказ от договора и включение в реестр недобросовестных поставщиков с одновременным начислением штрафа.

3. Выполнение работ предполагается на нескольких разных территориях, что затруднительно для участников, не имеющих серьезных финансовых и трудовых ресурсов.


Чтобы получить от юриста по госзакупкам и 223-ФЗ полную информацию по Вашему делу и провести его анализ:


Зачастую участники рынка видят такие закупки и просто не принимают в них участия, т.к. понимают, что закупка сделана под конкретного участника или нескольких крупных игроков на их рынке.

Между тем такую закупку можно отменить путем подачи жалобы в ФАС, т.к. она противоречит ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

Например, в Амурском крае заказчик разместил тендер на выполнение укладке асфальтоукладке и благоустройству дорожной сети на 54 объектах в 17 разных районах области. При этом эти 54 участка дороги не были составными частями единой автомобильной дороги. При этом НМЦК закупки составила 125 312 100 рублей.

Согласитесь, выполнить такой объем работы непросто для малого бизнеса. А нужно предоставить обеспечение исполнение контракта заказчик может установить в пределах 10-30% от цены контракта. Как правило, участников, имеющих возможность выполнить работы такого объема, немного и они известны чиновникам.

Как следствие в данной закупке приняло участие только 2 участника, процент снижения цены составил всего 0,5% НМЦК.

Однако антимонопольная служба отменила эту закупку и обязало заказчика раздробить один лот на несколько. Как затем выяснилось в суде, подобное решение ФАС повлекло увеличение числа участников в образовавшихся закупках и снижение цены госконтракта на 45% от НМЦК. С выводами ФАС согласился арбитражный суд округа и Верховных суд РФ (дело № А04-4382/2018)

Объединение в одну закупку поставку оборудования, имеющее разное функциональное назначение (например, системный блок и проектор), также незаконно и может влечь отмену закупки.